supermegateam (vinalnik) wrote,
supermegateam
vinalnik

Categories:

ВАСИЛИЙ ПОЛЕНОВ - ЗАРОСШИЙ ПРУД


«Заросший пруд» — пейзаж русского художника Василия Поленова (1844—1927), оконченный в 1879 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее (инв. 10460). Размер — 80 × 124,7 см. Вид, изображённый на полотне, обобщает разные впечатления художника. Несколько этюдов для картины были написаны Поленовым в 1877 году, когда он навещал своих родителей в деревне Петрушки под Киевом. Работа над полотном была завершена в начале 1879 года в Москве.

Картина «Заросший пруд» экспонировалась на московской части 7-й выставки Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в апреле 1879 года. В течение нескольких десятилетий полотно находилось в частных собраниях, а затем, в 1928 году, оно было приобретено Государственной Третьяковской галереей.

Вместе с двумя другими произведениями Поленова конца 1870-х годов — картинами «Московский дворик» и «Бабушкин сад» — полотно «Заросший пруд» относят к «своеобразной лирико-философской трилогии художника». По мнению искусствоведа Алексея Фёдорова-Давыдова, в картине «Заросший пруд» Поленову удалось «с наибольшей силой и живописной красотой» выразить «реальную, но овеянную своеобразной романтикой поэзию природы». Искусствовед Тамара Юрова отмечала, что эта картина «завершала определённый этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости».

Описание

Вид, изображённый на полотне «Заросший пруд», обобщает разные впечатления художника. На картине изображена часть пруда, у правого края которого находятся мостки. На переднем плане — берег с зелёной травой и полевыми цветами, на заднем — деревья окружающего пруд парка. Впечатление обширности парка достигается тем, что на полотне показаны только нижние части стволов и склонившиеся к воде ветви — художник «срезает вершины деревьев рамой, как бы приближает всё изображение к зрителю». Кроме этого, в просвете слева намечено продолжение парка, значительно удалённое в перспективе от прибрежных деревьев. Бо́льшая часть картины, включая поверхность воды и растительность, написана с помощью разнообразных оттенков зелёного цвета. Зеркальная гладь пруда усыпана островками водяных лилий.

В верхнем левом углу картины виден небольшой кусочек голубого неба с облаками — его светлое отражение на водной поверхности находится в нижней части, у левого края полотна. В светлых тонах изображены также мостки и подходящая к ним тропинка. За счёт этого взгляд зрителя направляется в глубину, туда, где на скамейке сидит молодая женщина в светлом платье, фигура которой почти «растворилась» в пейзаже. Её задумчивый облик находится в гармонии с окружающей природой[, пребывающей в «состоянии внутренней погружённости». Моделью для фигуры сидящей женщины послужила сестра-близнец художника — Вера Дмитриевна Хрущова (1844—1881, встречается также написание «Хрущёва»).
Tags: гтг, картина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments